Koд.BY

10 личностей, которые сделали Беларусь

В 2020-м весь мир заговорил о беларусах и о том, какие мы сильные. Мы не стали такими в одно мгновение: у нашей нации много героев, которые сделали большой вклад в особый беларуский характер, часто ценой своей свободы, а иногда и жизни. Мы собрали 10 знаковых имён, которые «построили» Беларусь, — и поверьте, выбрать всего 10 было сложно, список мог бы продолжаться и продолжаться.
1

Усяслаў Чарадзей

(≈1029-1101)

Всеслав Брячиславич — князь, который правил Полоцком целых 57 лет — с 1044 по 1101 годы. Он вёл упорную борьбу с Русью за независимость, расширял границы государства и стремился включить в его состав другие беларуские земли, находившиеся под контролем Киева.

Именно при Всеславе Чародее Полоцкое государство сильно расширило свою территорию: северная граница включала латышские земли, а южная Минщину.

Для беларусов именно Всеслав Чародей является тем самым идеальным правителем из далёкого и таинственного Средневековья — из-за своей неподкупности и верности родным землям.

Киевские князья хитростью заточили Всеслава в темницу: они пригласили Чародея на переговоры, но нарушили своё слово. Пока Всеслав был в темнице, на Киев напали половцы, а киевские князья бежали.

В княжестве поднялось народное восстание — Всеслава освободили и посадили на киевский престол. Но после 7 месяцев правления в Киеве Всеслав Чародей вернулся на родину, в Полоцк.
1
Усяслаў Чарадзей
(≈1029-1101)

Всеслав Брячиславич — князь, который правил Полоцком целых 57 лет — с 1044 по 1101 годы. Он вёл упорную борьбу с Русью за независимость, расширял границы государства и стремился включить в его состав другие беларуские земли, находившиеся под контролем Киева.


Именно при Всеславе Чародее Полоцкое государство сильно расширило свою территорию: северная граница включала латышские земли, а южная Минщину.


Для беларусов именно Всеслав Чародей является тем самым идеальным правителем из далёкого и таинственного Средневековья — из-за своей неподкупности и верности родным землям.


Киевские князья хитростью заточили Всеслава в темницу: они пригласили Чародея на переговоры, но нарушили своё слово. Пока Всеслав был в темнице, на Киев напали половцы, а киевские князья бежали.


В княжестве поднялось народное восстание — Всеслава освободили и посадили на киевский престол. Но после 7 месяцев правления в Киеве Всеслав Чародей вернулся на родину, в Полоцк.

2

Вітаўт

(≈1350-1430)

«Княжaннe Biтaўтa лiчaць yce лeтaпicцы рocквiтaм Княcтвa Лiтoўcкaгa, нaшaгa кpaю, і нaзывaюць тoй вeк зaлaтым», — так писал об эпохе великого князя Витовта средневековый беларуский поэт-латинист Микола Гусовский.

Витовт окончательно объединил все этнические беларуские земли от Подляшья до Смоленщины в одно государство — Великое Княжество Литовское. Вместе с этими землями объединились и беларусы.

Знаменитая победа в битве под Грюнвальдом — тоже заслуга Витовта. Вместе со своим двоюродным братом — польским королём Ягайло — он сокрушил Тевтонский орден. Эта победа поставила точку в длительной борьбе наших предков с агрессией крестоносцев.

Именно при Витовте Великое Княжество раскинулось «от моря до моря» и диктовало свою волю соседним государствам.
2
Вітаўт
(≈1350-1430)
«Княжaннe Biтaўтa лiчaць yce лeтaпicцы рocквiтaм Княcтвa Лiтoўcкaгa, нaшaгa кpaю, і нaзывaюць тoй вeк зaлaтым», — так писал об эпохе великого князя Витовта средневековый беларуский поэт-латинист Микола Гусовский.

Витовт окончательно объединил все этнические беларуские земли от Подляшья до Смоленщины в одно государство — Великое Княжество Литовское. Вместе с этими землями объединились и беларусы.

Знаменитая победа в битве под Грюнвальдом — тоже заслуга Витовта. Вместе со своим двоюродным братом — польским королём Ягайло — он сокрушил Тевтонский орден. Эта победа поставила точку в длительной борьбе наших предков с агрессией крестоносцев.

Именно при Витовте Великое Княжество раскинулось «от моря до моря» и диктовало свою волю соседним государствам.

3

Францыск Скарына

(≈1490–≈1551 гг.)

Франциск Скорина был простым сыном купца из Полоцка, но благодаря своему уму и талантам он стал основателем беларуского книгопечатания, одним из самых образованных людей той эпохи, выдающимся гуманистом и просветителем.

Всю свою жизнь Франциск непрерывно учился: в Полоцке, в Вильне, на философском курсе в Краковской академии и даже в Италии. Там он получил степень доктора медицины, которую ему присудили единогласно.

Скорину захватила идея просвещения жителей родных земель, и он решил заняться издательской деятельностью. Так, 6 августа 1517 года в Праге увидела свет первая печатная беларуская книга — Псалтырь, а потом ещё 22 книги Ветхого Завета.

Когда Франциск вернулся в Беларусь, он основал первую беларускую типографию в Вильне. Деньги на её работу выделяли влиятельные беларуские меценаты Якуб Бабич и Богдан Оньков.

В типографии Скорины выпустили «Малую подорожную книжицу» о птолемеевской астрономии. Благодаря этой книге многие слои беларуского населения могли ознакомиться с первым восточнославянским прогнозом солнечных и лунных затмений на 1523-1530 годы, которые церковь объявляла неподвластными человеческому разуму.
3
Францыск Скарына
(≈1490-≈1551 гг.)
Франциск Скорина был простым сыном купца из Полоцка, но благодаря своему уму и талантам он стал основателем беларуского книгопечатания, одним из самых образованных людей той эпохи, выдающимся гуманистом и просветителем.

Всю свою жизнь Франциск непрерывно учился: в Полоцке, в Вильне, на философском курсе в Краковской академии и даже в Италии. Там он получил степень доктора медицины, которую ему присудили единогласно.

Скорину захватила идея просвещения жителей родных земель, и он решил заняться издательской деятельностью. Так, 6 августа 1517 года в Праге увидела свет первая печатная беларуская книга — Псалтырь, а потом ещё 22 книги Ветхого Завета.

Когда Франциск вернулся в Беларусь, он основал первую беларускую типографию в Вильне. Деньги на её работу выделяли влиятельные беларуские меценаты Якуб Бабич и Богдан Оньков.

В типографии Скорины выпустили «Малую подорожную книжицу» о птолемеевской астрономии. Благодаря этой книге многие слои беларуского населения могли ознакомиться с первым восточнославянским прогнозом солнечных и лунных затмений на 1523-1530 годы, которые церковь объявляла неподвластными человеческому разуму.

4
Кастусь Каліноўскі
(1838-1864)
Имя Кастуся Калиновского неотрывно связано с революцией. Сразу после обучения на юридическом факультете Петербургского университета (1861 год) Калиновский начал готовить восстание против российского самодержавия на беларуских землях. Тогда ему было 23 года.

Калиновский относился к радикальному крылу – так называемым «красным», которые пытались опираться на крестьян, говорили о радикальной земельной реформе и праве беларусов на самоопределение. Именно поэтому «красные» обращались к крестьянам на беларуском языке.

Калиновский и его соратники выпустили семь номеров газеты-листовки «Мужицкая правда». Она выходила на беларуской латинке, а Кастусь писал воззвания под псевдонимом Jaska Haspadar s pad Wilni.

Из-за своих демократических идей Калиновского даже отстраняли от руководства восстанием и призвали обратно только летом 1863-го, когда дела пошли на спад. Через полгода (зимой 1864 г.) Калиновского арестовали на конспиративной квартире в Вильне (его сдал знакомый), а ещё через несколько месяцев, в марте 1864 г., нашего героя повесили по приговору военного суда. Кастусю Калиновскому было 26 лет.

В 2017 г. археологи обнаружили останки 20 участников восстания 1863 г., среди которых был и Кастусь Калиновский. В ноябре 2019 г. останки повстанцев были перезахоронены в Вильне.
4

Кастусь Каліноўскі

(1838-1864)

Имя Кастуся Калиновского неотрывно связано с революцией. Сразу после обучения на юридическом факультете Петербургского университета (1861 год) Калиновский начал готовить восстание против российского самодержавия на беларуских землях. Тогда ему было 23 года.

Калиновский относился к радикальному крылу – так называемым «красным», которые пытались опираться на крестьян, говорили о радикальной земельной реформе и праве беларусов на самоопределение. Именно поэтому «красные» обращались к крестьянам на беларуском языке.

Калиновский и его соратники выпустили семь номеров газеты-листовки «Мужицкая правда». Она выходила на беларуской латинке, а Кастусь писал воззвания под псевдонимом Jaska Haspadar s pad Wilni.

Из-за своих демократических идей Калиновского даже отстраняли от руководства восстанием и призвали обратно только летом 1863-го, когда дела пошли на спад. Через полгода (зимой 1864 г.) Калиновского арестовали на конспиративной квартире в Вильне (его сдал знакомый), а ещё через несколько месяцев, в марте 1864 г., нашего героя повесили по приговору военного суда. Кастусю Калиновскому было 26 лет.

В 2017 г. археологи обнаружили останки 20 участников восстания 1863 г., среди которых был и Кастусь Калиновский. В ноябре 2019 г. останки повстанцев были перезахоронены в Вильне.

5

Францішак Багушэвіч

(1840-1900)

Франциск Богушевич был беларуским юристом и первым поэтом, который открыто призывал беларусов к «национальному пробуждению». Франциск активно участвовал в восстании 1863-1864 гг., где его ранили. После этого ему пришлось скрываться в украинском Нежине.

В Нежине Богушевич окончил юридический лицей и работал юристом, прокурором, адвокатом. После общегосударственной амнистии (1883 г.) он смог вернуться в Вильна, где занимался частной адвокатской практикой — в том числе бесплатно брался за крестьянские дела.

Именно в Вильно Франциск начал писать стихотворения. Первый отдельный сборник Богушевича «Дудка беларуская» вышел в Кракове в 1891 г. под псевдонимом Мацей Бурачок. Тираж сборника контрабандным путем в Вильна перевозил молодой польский военный Юзеф Пилсудский (позже он станет основателем независимого польского государства).

Богушевич стремился, чтобы его творчество доходило до простых людей. Он писал все свои произведения по-беларуски латинскими буквами (так тексты были доступны для местных селян), а его друг, который владел виленским сельскохозяйственным магазином, бесплатно раздавал сборники покупателям-крестьянам.

Творчество Богушевича очень сильно повлияло на следующее поколение беларуских писателей и философов. Именно он впервые сформулировал важность сохранения беларускай мовы как основы для существования беларуского народа, а сам язык считал наиважнейшей приметой нации.
5

Францішак Багушэвіч

(1840-1900)

Франциск Богушевич был беларуским юристом и первым поэтом, который открыто призывал беларусов к «национальному пробуждению». Франциск активно участвовал в восстании 1863-1864 гг., где его ранили. После этого ему пришлось скрываться в украинском Нежине.

В Нежине Богушевич окончил юридический лицей и работал юристом, прокурором, адвокатом. После общегосударственной амнистии (1883 г.) он смог вернуться в Вильна, где занимался частной адвокатской практикой — в том числе бесплатно брался за крестьянские дела.

Именно в Вильно Франциск начал писать стихотворения. Первый отдельный сборник Богушевича «Дудка беларуская» вышел в Кракове в 1891 г. под псевдонимом Мацей Бурачок. Тираж сборника контрабандным путем в Вильна перевозил молодой польский военный Юзеф Пилсудский (позже он станет основателем независимого польского государства).

Богушевич стремился, чтобы его творчество доходило до простых людей. Он писал все свои произведения по-беларуски латинскими буквами (так тексты были доступны для местных селян), а его друг, который владел виленским сельскохозяйственным магазином, бесплатно раздавал сборники покупателям-крестьянам.

Творчество Богушевича очень сильно повлияло на следующее поколение беларуских писателей и философов. Именно он впервые сформулировал важность сохранения беларускай мовы как основы для существования беларуского народа, а сам язык считал наиважнейшей приметой нации.

6

Марыя Магдалена Радзiвiл

(1861-1945)

«Считаю себя беларуской, происхождения литовского. Как и муж мой, полькой себя не признаю» (1912 г.)

Пожалуй, самая известная в истории меценатка беларуской культуры. Дочь графа и праправнучка последнего короля Речи Посполитой Магдалена родилась в Варшаве, но была воспитана как беларуска.

Ее имение в Кухтичах (совр. Первомайск Минской обл.) стало одним из центров беларуского культурного движения начала ХХ века, где часто гостила беларуская интеллигенция.

Княгиня много поддерживала беларусов: финансировала беларуские издания, открывала школы для крестьян в своих имениях, платила стипендии беларуским студентам, оказывала материальную поддержку появившемуся беларускому театру и молодым беларуским авторам Богдановичу, Констанции Буйло, Горецкому и многим другим.

Княгиня разговаривала по-беларуски, все делопроизводство в её имениях и лесничествах велось на мове. Магдалена Радзивилл много путешествовала и везде помогала беларускому движению жертвовала деньги беларуской греко-римской семинарии в Риме, поддерживала костёлы в Беларуси, Польше и Великобритании, спонсировала Виленский университет. Мария Магдалена поддерживала БНР и помогала беларуским политикам. В 2017-м прах княгини Радзивилл перенесли в костёл Св. Роха в Минске.
6

Марыя Магдалена Радзiвiл

(1861-1945)

«Считаю себя беларуской, происхождения литовского. Как и муж мой, полькой себя не признаю» (1912 г.)

Пожалуй, самая известная в истории меценатка беларуской культуры. Дочь графа и праправнучка последнего короля Речи Посполитой Магдалена родилась в Варшаве, но была воспитана как беларуска.

Ее имение в Кухтичах (совр. Первомайск Минской обл.) стало одним из центров беларуского культурного движения начала ХХ века, где часто гостила беларуская интеллигенция.

Княгиня много поддерживала беларусов: финансировала беларуские издания, открывала школы для крестьян в своих имениях, платила стипендии беларуским студентам, оказывала материальную поддержку появившемуся беларускому театру и молодым беларуским авторам Богдановичу, Констанции Буйло, Горецкому и многим другим.

Княгиня разговаривала по-беларуски, все делопроизводство в её имениях и лесничествах велось на мове. Магдалена Радзивилл много путешествовала и везде помогала беларускому движению жертвовала деньги беларуской греко-римской семинарии в Риме, поддерживала костёлы в Беларуси, Польше и Великобритании, спонсировала Виленский университет. Мария Магдалена поддерживала БНР и помогала беларуским политикам. В 2017-м прах княгини Радзивилл перенесли в костёл Св. Роха в Минске.

7

Цётка (Алаіза Пашкевіч)

(1876-1916)

Алоизу Пашкевич знают как беларускую общественно-политическую деятельницу и поэтессу. Кроме этого, она защитила научную степень в Краковском университете, писала журналистские эссе из поездок по Скандинавии и основала партию.

Во время учёбы в Петербурге она участвовала в беларуских кружках и публиковалась в нелегальных изданиях под мужским псевдонимом Гаўрыла з Полацка. В Вильно Цётка стала соосновательницей Беларуской социалистической Громады, активно выступала на митингах, организовывала кружки для рабочих и даже стала делегаткой от виленских работниц на съезде женщин в Москве (1905 г.).

Именно Цётка была автором многих революционных листовок того периода, а у себя на работе прятала шапирограф (аппарат для создания копий текстов). Вышло несколько ее сборников: «Хрэст на свабоду», «Скрыпка беларуская», ставшие уже классикой, а также она выпустила книгу для детей «Першае чытанне для дзетак беларусаў».

Из-за такой бурной деятельности она была вынуждена эмигрировать во Львов, потом в Краков. В эмиграции занималась научной деятельностью и защитила кандидатскую про беларускую батлейку.

Когда Цётка вышла замуж и сменила фамилию, она смогла вернуться в Вильно. Там она организовала активную просветительскую деятельность: помогала подпольным беларуским школам и театральным труппам, редактировала первый беларуский детский журнал «Лучынка» и преподавала на первых виленских учительских курсах.

С началом Первой мировой войны Алоиза стала сестрой милосердия. В 1916 г. Цётка умерла от эпидемии тифа в родном фольварке, где помогала больным.
7

Цётка (Алаіза Пашкевіч)

(1876-1916)

Алоизу Пашкевич знают как беларускую общественно-политическую деятельницу и поэтессу. Кроме этого, она защитила научную степень в Краковском университете, писала журналистские эссе из поездок по Скандинавии и основала партию.

Во время учёбы в Петербурге она участвовала в беларуских кружках и публиковалась в нелегальных изданиях под мужским псевдонимом Гаўрыла з Полацка. В Вильно Цётка стала соосновательницей Беларуской социалистической Громады, активно выступала на митингах, организовывала кружки для рабочих и даже стала делегаткой от виленских работниц на съезде женщин в Москве (1905 г.).

Именно Цётка была автором многих революционных листовок того периода, а у себя на работе прятала шапирограф (аппарат для создания копий текстов). Вышло несколько ее сборников: «Хрэст на свабоду», «Скрыпка беларуская», ставшие уже классикой, а также она выпустила книгу для детей «Першае чытанне для дзетак беларусаў».

Из-за такой бурной деятельности она была вынуждена эмигрировать во Львов, потом в Краков. В эмиграции занималась научной деятельностью и защитила кандидатскую про беларускую батлейку.

Когда Цётка вышла замуж и сменила фамилию, она смогла вернуться в Вильно. Там она организовала активную просветительскую деятельность: помогала подпольным беларуским школам и театральным труппам, редактировала первый беларуский детский журнал «Лучынка» и преподавала на первых виленских учительских курсах.

С началом Первой мировой войны Алоиза стала сестрой милосердия. В 1916 г. Цётка умерла от эпидемии тифа в родном фольварке, где помогала больным.

8

Мітрафан Доўнар-Запольскі

(1867-1934)

Митрофан Довнар-Запольский — профессор истории и финансист, который исследовал экономическую историю Беларуси. Он впервые научно обосновал право беларусов на собственное государство, отстоял Полесье и обеспечивал деньгами дипломатические миссии БНР.


Довнар-Запольский подключился к беларускому движению в 1918 г. Он поддержал образование БНР, а его брошюра «Основы государственности Беларуси» с картой границ БНР служила важным аргументом в дипломатических переговорах (позднее её запретили в СССР).


В Киеве Довнар-Запольский организовал беларускую торговую палату, доходы которой и позволили помогать дипмиссиям БНР. С 1925 по 1926 годы преподавал в БГУ, в это же время закончил работу над фундаментальной «Историей Беларуси».


Тогда Митрофана обвинили в «нацдемовщине»: в том, что он «разработал собственную теорию образования самостоятельной Белорусской Народной республики». Его «Историю Беларуси» признали «вредной» и запретили к печати (впервые её издали только в 1994-м), а самого Довнар-Запольского выслали в Москву.


В Москве его работы подвергались необъективной критике и не печатались. В 1934 г. один из его киевских учеников выступил с обличительным докладом, что очень подкосило здоровье Митрофана, и вскоре профессор умер от сердечного приступа.

8

Мітрафан Доўнар-Запольскі

(1867-1934)

Митрофан Довнар-Запольский — профессор истории и финансист, который исследовал экономическую историю Беларуси. Он впервые научно обосновал право беларусов на собственное государство, отстоял Полесье и обеспечивал деньгами дипломатические миссии БНР.


Довнар-Запольский подключился к беларускому движению в 1918 г. Он поддержал образование БНР, а его брошюра «Основы государственности Беларуси» с картой границ БНР служила важным аргументом в дипломатических переговорах (позднее её запретили в СССР).


В Киеве Довнар-Запольский организовал беларускую торговую палату, доходы которой и позволили помогать дипмиссиям БНР. С 1925 по 1926 годы преподавал в БГУ, в это же время закончил работу над фундаментальной «Историей Беларуси».


Тогда Митрофана обвинили в «нацдемовщине»: в том, что он «разработал собственную теорию образования самостоятельной Белорусской Народной республики». Его «Историю Беларуси» признали «вредной» и запретили к печати (впервые её издали только в 1994-м), а самого Довнар-Запольского выслали в Москву.


В Москве его работы подвергались необъективной критике и не печатались. В 1934 г. один из его киевских учеников выступил с обличительным докладом, что очень подкосило здоровье Митрофана, и вскоре профессор умер от сердечного приступа.

9

Палута Бадунова

(1885-1938)

Первая женщина-политик в современной истории Беларуси. В отличие от многих деятелей беларуского национального возрождения, Полута была родом из Восточной Беларуси и не шляхетного происхождения.


До 30 лет она работала деревенской учительницей и только в 1914 г. смогла поступить на Высшие историко-литературные курсы в Петербурге. Там Полута познакомилась с беларуским движением и партией беларуских социалистов-революционеров, в которой сразу начала занимать лидерские позиции.


У Бодуновой отлично получалось организовывать и направлять соратников, ставить цели и достигать их, именно благодаря своей энергии эта женщина входила в состав всех руководящих органов национального движения (1917-1919 гг.).


Полута Бодунова единственная женщина, которая подписала акт создания БНР (Третья Уставная грамота) и вошла в первое правительство республики, выполняя там задачи министра опеки занималась вопросами беженцев, устройством национальных школ и помощью детям.

Во время советско-польской борьбы за беларуские земли её арестовывали и поляки, и Советы. С 1921 г. Полута находилась в эмиграции в Праге, в это время состояние ее здоровья сильно ухудшилось и Бодунову отправили к сестре в БССР. В 1937 г. Полуту арестовали, а через год расстреляли, вероятно, в Куропатах.


Полута Бодунова сегодня незаслуженно забытая деятельница беларуского национального движения энергичная и напористая, целеустремлённая и деятельная, лидерка «национального дела», первая беларуская министерка и просто легендарная беларуска.

9

Палута Бадунова

(1885-1938)

Первая женщина-политик в современной истории Беларуси. В отличие от многих деятелей беларуского национального возрождения, Полута была родом из Восточной Беларуси и не шляхетного происхождения.


До 30 лет она работала деревенской учительницей и только в 1914 г. смогла поступить на Высшие историко-литературные курсы в Петербурге. Там Полута познакомилась с беларуским движением и партией беларуских социалистов-революционеров, в которой сразу начала занимать лидерские позиции.


У Бодуновой отлично получалось организовывать и направлять соратников, ставить цели и достигать их, именно благодаря своей энергии эта женщина входила в состав всех руководящих органов национального движения (1917-1919 гг.).


Полута Бодунова единственная женщина, которая подписала акт создания БНР (Третья Уставная грамота) и вошла в первое правительство республики, выполняя там задачи министра опеки занималась вопросами беженцев, устройством национальных школ и помощью детям.

Во время советско-польской борьбы за беларуские земли её арестовывали и поляки, и Советы. С 1921 г. Полута находилась в эмиграции в Праге, в это время состояние ее здоровья сильно ухудшилось и Бодунову отправили к сестре в БССР. В 1937 г. Полуту арестовали, а через год расстреляли, вероятно, в Куропатах.


Полута Бодунова сегодня незаслуженно забытая деятельница беларуского национального движения энергичная и напористая, целеустремлённая и деятельная, лидерка «национального дела», первая беларуская министерка и просто легендарная беларуска.

10
Уладзімір Караткевіч
(1930-1984)
Один из наиболее ярких и романтичных беларуских классиков писатель, поэт, драматург, переводчик и публицист. Его книги, основанные на материалах национальной истории, издавались огромными тиражами, по ним снимали фильмы и ставили спектакли.

В своих произведениях Короткевич не только интригует сюжетом, но и передаёт атмосферу «старосветской Беларуси», наполняет читателя неописуемым восхищением Краем, его историей и природой. Неспроста критики называют Владимира Семёновича «честью и совестью беларуской литературы».

Своим творчеством Короткевич создал своеобразный «прекрасный миф о Беларуси» европейской, шляхетной, достойной. Если хотите узнать другую сторону Беларуси откройте для себя вселенную Владимира Короткевича.
10
Уладзімір Караткевіч
(1930-1984)

Один из наиболее ярких и романтичных беларуских классиков писатель, поэт, драматург, переводчик и публицист. Его книги, основанные на материалах национальной истории, издавались огромными тиражами, по ним снимали фильмы и ставили спектакли.


В своих произведениях Короткевич не только интригует сюжетом, но и передаёт атмосферу «старосветской Беларуси», наполняет читателя неописуемым восхищением Краем, его историей и природой. Неспроста критики называют Владимира Семёновича «честью и совестью беларуской литературы».


Своим творчеством Короткевич создал своеобразный «прекрасный миф о Беларуси» европейской, шляхетной, достойной. Если хотите узнать другую сторону Беларуси откройте для себя вселенную Владимира Короткевича.

Информационные партнеры
Это замечательные СМИ, которые помогают нам найти читателя. Если вы тоже хотите себе такой контент, пишите нам на [email protected]

Выкарыстанне матэрыялаў дазваляецца пры ўмове наяўнасці актыўнай гіперспасылкі на артыкул у першым абзацы.
[email protected]